- КОАП

Налог на имущество организаций

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на имущество организаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Налоговая база в большинстве случаев определяется, как среднегодовая стоимость недвижимости. Определяют показатель по окончании отчетного периода, который, как правило, равен календарному году. Но местные власти вправе установить другой период (например, квартал).

Как определить объект налогообложения?

Правильно определить базу для начисления налога поможет ведение бухгалтерского учета имущества организации:

  • Недвижимость, которая принадлежит компании, отображается на счете 01 «Основные средства». При этом не имеет значения, используется объект в хозяйственной деятельности предприятия или нет. Важен сам факт владения.
  • Информацию о недвижимости, переданной в аренду или лизинг, содержит счет 03 «Доходные вложения в материальные ценности». Подобные объекты также подлежат налогообложению.

Статья 378.2 НК РФ включает перечень особенностей по определению налоговой базы. Согласно положениям данной статьи, к объектам налогообложения причисляют:

  1. объекты в доверительном управлении;
  2. здания и сооружения, находящиеся в совместной деятельности по договору простого или инвестиционного товарищества;
  3. помещения, полученные по концессионному соглашению (предприятие принимает обязательство по реконструкции недвижимости за счет собственных финансов);
  4. жилые дома (помещения), приобретенные организацией для перепродажи.

А теперь к изменениям в НК РФ по налогу на имущество 2020 года, которые не сильно обрадуют бухгалтеров.

Чиновники расширили перечень объектов недвижимости, которые облагают налогом по кадастровой стоимости. С 2020 года по всем объектам, которые облагаются налогом на имущество физических лиц, нужно делать расчет налога на имущество по кадастровой стоимости.

В НК появилось условие, что налоговой базой по налогу на имущество в 2020 году является кадастровая стоимость для иных объектов недвижимости, признаваемые объектами налогообложения в соответствии с главой 32 Налогового кодекса, не предусмотренные в подпунктах 1 — 3 пункта 1 статьи 378.2 НК.

Формулировка размытая, поэтому мы обратились в ФНС за комментарием. Оказывается, иные объекты недвижимости – это жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства и т.д.

Однако компании в 2020 году будут делать оплату налога на имущество по таким объектам по кадастровой стоимости, если регионы предусмотрели эти виды объектов в своих законах. Если же закон субъекта будет принят, но какого-либо из видов объектов не будет прописано в законе, то такие объекты облагаться налогом по кадастру не будут.

Если же какой-либо вид объектов из главы 32 будет указан в региональном законе, но по нему не определена кадастровая стоимость, то налоговую базу по налогу на имущество организации по этим объектам будут считать по среднегодовой стоимости. Конечно при условии, что они являются объектами налогообложения в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 374 НК РФ в новой редакции.

Помимо этого право собственности на недвижимость перестало быть условием для уплаты налога по кадастровой стоимости. То есть организации, которые распоряжаются недвижимостью по праву оперативного управления или получили недвижимость по концессионному соглашению, должны платить налог по кадастровой стоимости.

Отмена налоговых деклараций

С 1 января 2021 года все компании-плательщики транспортного и земельного налога перешли на бездекларационную уплату данных налогов (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). То есть организации теперь рассчитывают и уплачивают налоги без обязательной сдачи в ИФНС налоговых деклараций по итогам налогового периода. Налоговые декларации представляются лишь в исключительных случаях:

  • при подаче уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году, а также уточненных деклараций за 2020 год в случае реорганизации организации;
  • при заявлении налоговых льгот за налоговые периоды до 2020 года, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ).

Новый порядок уплаты налогов

По действующим правилам организации исчисляют и уплачивают имущественные налоги самостоятельно. При этом в целях исключения возможных ошибок и выявления недоимки ИФНС по окончании налогового периода и после истечения сроков уплаты рассылают организациям специальные сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налогов. Сообщения направляются по форме, утв. приказом ФНС от 05.07.2019 № ММВ-7-21/337@ одним из следующих способов:

  • в электронном виде по ТКС;
  • через личный кабинет налогоплательщика;
  • по почте заказным письмом;
  • непосредственно руководителю или представителю организации лично под расписку.

В федеральный или региональный бюджет уплачивается налог?

Каким является налог на имущество организаций — федеральным или региональным?

Налог на имущество организаций — это региональный налог, все поступления от которого остаются в российских регионах. Он становится обязательным в данном субъекте после того, как будет введен в действие на его территории законодательным или представительным органом власти субъекта РФ.

Налог уплачивается в бюджет того субъекта, на территории которого расположено имущество:

Вид имущества

Субъект, в бюджет которого делается платеж, по месту

Российские компании

Регистрации в ФНС

Обособленные подразделения российских компаний на отдельном балансе

Нахождения таких подразделений

Зарубежные компании, работающие через представительства

Регистрации в ФНС своих представительств

Лица, владеющие объектами, облагаемыми по кадастровой стоимости

Нахождения налогооблагаемых объектов

Организации — члены ЕСГ

Нахождения каждого объекта такого имущества

Таким образом, посредством регулирующей функции налогов государство выступает как регулятор, стимулирующий деятельность приоритетных отраслей и регионов.

Современной отечественной системе регионального налогообложения присущ целый ряд недостатков и недоработок. На протяжении всей новейшей истории реформирования системы налогообложения в России государство не уделяло должного внимания построению логичной, проработанной и, прежде всего, применимой на практике концепции регионального налогообложения.

Проблемы со своевременным вступлением в силу нормативных правовых актов о новых местных налогах, которые должны быть приняты представительными органами муниципальных образований.

В связи с этим предлагается установить следующее правило относительно порядка вступления в силу таких федеральных законов:

Федеральные законы, устанавливающие новые местные налоги, должны вступать в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее трех месяцев со дня их официального опубликования. Увеличение срока с одного до трех месяцев позволит в течение двух месяцев внести изменения в нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления в части установления новых местных налогов и обеспечит не только своевременное их вступление в силу, но и будет способствовать обеспечению более стабильной системы налогов и сборов РФ.

Несмотря на определенную преемственность Российской налоговой системы и её схожесть с системами регионального налогообложения экономически развитых стран, существующая практика взимания платежей по этой группе налогов говорит о наличии существенных недоработок в законодательстве, системе исчисления и взимания имущественных налогов, что значительно снижает эффективность поступления налоговых платежей от этой группы налогов.

Наиболее существенным региональным налогом является налог на имущество организаций. На уменьшение поступлений этого налога влияют три основных фактора. Во-первых, в Налоговом кодексе РФ по данному налогу установлены федеральные льготы, освобождающие от него имущество, используемое федеральными органами исполнительной власти для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и правопорядка.

Во-вторых, до сих пор не регламентированы сроки регистрации имущества. В результате целый ряд имущественных объектов в течение многих лет не попадают в налоговую базу, и с них не уплачивается налог.

Повышение уровня собираемости региональных и местных налогов напрямую зависит от эффективной работы по взысканию задолженности. Активизация в 2010 году работы налоговых органов в данном направлении позволила обеспечить дополнительные поступления в бюджет региона около 600 миллионов задолженности прошлых лет.

Таким образом, необходима разработка законодательных инициатив по отмене на федеральном уровне льгот по данному налогу, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, либо по компенсации из федерального бюджета выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации от применения существующих льгот по налогу на имущество организаций.

В целях обеспечения эффективности налогового контроля за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налога на имущество организаций необходимо наладить информационное взаимодействие налоговых органов со службами БТИ.


Какие налоги относятся к федеральным, региональным и местным

Налоги – основной источник доходов государства. В налоговой системе РФ выделяют федеральные, региональные и местные налоги – в соответствии с уровнем бюджета, в который они зачисляются. Остановимся на каждой группе подробнее.

Контроль в сфере налогов, сборов и иных обязательных платежей осуществляет Федеральная налоговая служба

Налоги – обязательные безвозмездные платежи населения (физлиц и организаций) в бюджеты различных уровней.

Читайте также:  Как правильно продлить договор аренды нежилого помещения

С 1998 года главным документом, устанавливающим виды налогов в нашей стране, основания и порядок их уплаты, права, обязанности и ответственность участников налоговой системы, является Налоговый кодекс РФ (далее – НК).

Согласно ст. 12 по уровню управления выделяют федеральные, региональные и местные налоги.

Налог на имущество организации какой бюджет

Согласно статье 12 Налогового Кодекса РФ, федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.

Согласно статье 12 Налогового Кодекса РФ, региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Согласно ст. 12 НК РФ местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Как рассчитать налог на имущество юридических лиц: ставка и база платежа

  • религиозных организаций;
  • учреждений структуры УИН;
  • фармацевтических предприятий, выпускающих препараты для борьбы с эпизоотиями;
  • научно-исследовательских центров;
  • обществ инвалидов с численностью граждан с ограниченными возможностями не менее 80%;
  • предприятий с уставным капиталом, представленным вкладами обществ инвалидов сотрудников-инвалидов не менее 50%;
  • структуры, действующие на территориях с особым экономическим статусом. Освобождение от налога на имущество предоставляется на 10-летний период с момента первичного учета конкретного объекта.
  • общие принципы имущественного налогообложения юрлиц определяются главою 30 раздела IX Налогового кодекса (часть вторая) №117-ФЗ;
  • многочисленные инструкции, постановления финансовых ведомств дополняют федеральный свод законов, вносят поправки. К примеру, вопросы, связанные с учетом фондов предприятия, утверждены на правительственном уровне Положением по бухучету 6/01;
  • поскольку в общей структуре налоговой системы имущественные отчисления юрлиц относятся к бюджету регионов, конкретизируют государственные нормы региональными законопроектами. Регион может разработать собственные перечни льготников, не умаляя права тех, кто претендует на преференции по федеральным основаниям.

В чем разница между налогами

Чтобы конкретно понять, в какой бюджет идут налоги и какие, составим таблицу федеральных, региональных и местных налогов.

В какой бюджет уплачивается. Какие платятся налоги.
Федеральный. НДС, Акциз, НДФЛ, налог на прибыль, водный, госпошлина.
Региональный. Имущество, транспорт, игорный бизнес.
Местный. Налог на землю и имущество – уплачивают физ. лица

Из таблицы видно, что налоги уплачивают не только коммерческие организации, но и физические лица.
Так что же такое региональные налоги и сборы? Установлены они согласно Российскому налоговому кодексу, и платят их все субъекты Российской Федерации.

Выше было перечислено, какие налоги в регионах платятся юридическими и физическими лицами. Если есть транспортное средство, значит, этот налог уплачивают все граждане субъекта.

Многие коммерсанты и простые люди могут задаваться вопросом: НДФЛ — федеральный или региональный налог?

Местные налоги и сборы

Обязательны к уплате на территориях городов, районов и прочих муниципальных образований. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — решениями городских дум, советов районных депутатов и прочими нормативными актами представительных органов муниципалитетов. Местным депутатам, как и региональным, разрешено определять налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Все местные налоги и сборы полностью поступают в бюджет муниципалитета и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Всего в стране есть три вида местных налогов и сборов:

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы составляют так называемую ОСНО — общую систему налогообложения. Кроме нее НК РФ предусматривает специальные налоговые режимы, применение которых освобождает от обязанности платить некоторые налоги. Переход на них доступен для малого бизнеса, соответствующего ряду ограничений, и компаний или ИП из отдельных отраслей. Поступления от таких налогов делятся между бюджетами различных уровней. Вот перечень спецрежимов:

Кроме этих налогов и сборов, есть ещё обязательные страховые взносы на пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и обязательное медицинское страхование, о которых я уже писал в прошлом выпуске рубрики.

Вы прослушали краткий пересказ статей 12-18 НК РФ. Респектуйте в комментариях, если чувствуете, что сэкономили кучу времени 😄 А в следующих выпусках ликбеза я расскажу как устроены налоги и сборы в целом и самые распространённые из них в частности.

Налоги и специальные режимы

Помимо рассмотренных ранее групп налогов НК РФ выделяет так называемые спецрежимы, применение которых освобождает от уплаты налога на прибыль, НДФЛ (для ИП), НДС, налога на имущество организаций и физлиц, но вводит обязанность уплаты единого налога.

Читайте также:  Пособие для малоимущих семей в 2023 году в Санкт-Петербурге

Выбрать оптимальный налоговый режим вам помогут рекомендации экспертов КонсультантПлюс. Посмотреть их можно, бесплатно получив пробный доступ к системе К+.

Выделяют следующие режимы:

Об особенностях исчисления и уплаты этого налога читайте в рубрике «УСН».

Материалы по исчислению, уплате и представлению отчетности на этом режиме смотрите в рубрике «ЕСХН».

С нюансами патентной системы налогообложения можно ознакомиться в рубрике «ПСН».

Какие налоги, в какой бюджет

  1. НДС (налог на добавленную стоимость) – часть добавленной стоимости, взыскиваемая государством на всех стадиях производства и сбыта продукции, работ и услуг по мере реализации.
  2. Акцизы – налог, которым облагаются товары массового потребления (табак, алкоголь и др.) приобретаемые внутри страны.
  3. НДФЛ (налог на доходы физических лиц) – налог, взыскиваемый государством с доходов граждан.
  4. Налог на прибыль – платят все юридические лица, зарегистрированные на территории РФ.
  5. Налог на добычу полезных ископаемых – взыскивается государством с юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, являющихся недропользователями.
  6. Водный налог – платят организации и ИП, использующие в реализации своей деятельности водные ресурсы.
  7. Сбор за пользование животным миром – взимается с организаций и ИП, использующих в своей деятельности различные виды животных.
  8. Сбор за пользование объектами водных ресурсов – взимается государством с коммерческих структур, занимающихся промышленным рыболовством.
  9. Госпошлина – денежный сбор, который граждане уплачивают за выполнение уполномоченными органами определенных функций и действий, в предусмотренных законодательством размерах.

Все граждане Российской Федерации, достигшие совершеннолетия, обязаны платить налоги, поэтому многим будет интересно знать, какие налоги, в какой бюджет необходимо платить. Виды налогов, а также специальные налоговые режимы установлены Налоговым Кодексом РФ. Налоги бывают федеральные, региональные и местные, их подразделяют на прямые и косвенные.

Как распределяются налоги по уровням бюджета

Для оплаты налогов в Российской Федерации есть несколько способов. Однако важно знать, кому и какие налоги платить. Физические лица обязаны отчитываться в налоговой инспекции по месту жительства и регулярно вносить в бюджет несколько видов платежей. Индивидуальные предприниматели и организации (ООО, ОАО и другие) выбирают налоговый режим в зависимости от вида деятельности на территории России.

Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации. Комментарий к Ст. 56 БК РФ. Бюджетный кодекс в действующей редакции.

Несколько лет была редактором в крупном федеральном медиахолдинге: специализировалась на финансовой и деловой тематиках. Стремлюсь к профессиональному развитию и работе с более разнообразными тематиками.
Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Посмотрим, куда планировали направить наши деньги в рамках федерального бюджета в 2020 г. и насколько выполнили план по итогам года.

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

Исчисление сумм налогов и авансовых платежей по нему осуществляется в следующем порядке (ст. 382 НК РФ):

  • сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период;
  • сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в вышеуказанном порядке, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода;
  • сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению учреждения, в отношении имущества каждого обособленного подразделения учреждения, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения учреждения, его обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам;
  • сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

Бюджетные учреждения, в состав которых входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивают налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (1/4 стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период, в отношении каждого обособленного подразделения (ст. 384 НК РФ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *