- Земельное право

Наезд на пешехода на трассе – какая ответственность грозит? Судебная практика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Наезд на пешехода на трассе – какая ответственность грозит? Судебная практика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для начала проанализируем самую типичную ситуацию – пусть пешеход переходит дорогу вне пешеходного перехода, и при этом создает помехи движущемуся транспортному средству, т.е. нарушает п. 4.5 ПДД. Если бы помехи движению транспорта не создавались, то и ДТП бы не случилось, правильно? Значит, нарушение ПДД пешеходом можно считать доказанным. Ни один дознаватель ГИБДД, рассматривающий такое дорожно-транспортное происшествие, не будет сомневаться в вине пешехода в данном ДТП. Тем не менее, российское законодательство, в частности Гражданский Кодекс РФ, предусматривает ответственность за ДТП для лиц, управляющих транспортными средствами повышенной опасности. Поскольку автомобиль является таким средством, ответственность будет ждать не только пешехода, но и водителя сбившего его автомобиля. И это даже с условием, что вина пешехода полностью доказана.

Если сбить человека не на пешеходном переходе, кто будет виноват?

В данном материале мы остановились на ситуации, когда водитель совершил наезд на человека вне перехода и что грозит за это. Даже несмотря на то, что человеку нельзя переходить дорогу в неположенном месте, виноват будет водитель.

Напомним, что если увечья здоровью оказались легкими или средними, то применяются административные санкции в виде штрафа или лишения водительских прав.

При этом если водителю удастся доказать, что он не нарушал правил, то административного наказания можно избежать.

В то же время, пострадавший пешеход может потребовать возместить материальный или моральный ущерб.

Уголовная ответственность может наступить при смертельном исходе или наличии тяжких телесных повреждений. Однако во многих случаях могут найтись смягчающие для водителя обстоятельства.

В любом случае помощь юриста для водителя, сбившего человека не на переходе, никогда не будет во вред.

Алгоритм действий пешехода, если он получил легкие и средние травмы при наезде

  • Вызвать ГИБДД, чтобы зафиксировать факт наезда. Постарайтесь найти свидетелей и записать их контактные данные (если дело дойдет до взыскания ущерба с водителя через суд, очевидцы вам очень помогут).

  • Обратиться в медучреждение и зафиксировать повреждения.
  • Став участником ДТП и получив травму, сложно понять, насколько она серьезная. Бывали случаи, когда спустя несколько дней при обращении в медучреждение у пострадавших обнаруживались травмы разной степени тяжести. Поэтому никогда не стоит пренебрегать помощью врачей, чтобы исключить более серьезные повреждения. Мало того, без медицинских справок не удастся получить компенсацию. Протокол от ГИБДД и справка из медорганизации будут служить доказательством того, что травмы вы получили именно на дороге.

  • Вы также можете запросить записи с городских камер видеонаблюдения.

Когда виноват пешеход, а водитель — нет

Рассмотрим ситуацию, с которой сталкивается водитель в городе чуть ли не каждый день.

Есть пешеходный переход и недалеко от него — остановка общественного транспорта. Вышедшему из троллейбуса или автобуса человеку по какой-либо причине лень пройти пару десятков метров до пешеходного перехода и он переходит дорогу сразу из-за автобуса. Или некая бабушка игнорирует находящуюся недалеко зебру и идёт через дорогу, как ей удобно (что встречается достаточно часто).

Итак, не вызывает сомнений, что в данной ситуации фактически виноват пешеход. Касательно ПДД он нарушает сразу несколько пунктов:

«4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

4.5. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При переходе дороги вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств».

То есть
1. Если в зоне видимости есть пешеходный переход, переходить дорогу можно только по нему
2. Если есть необходимость перейти дорогу вне перехода, то пешеход должен убедиться, что не создаёт помех для движения транспорта.

Наезд на пешехода вне перехода

Какая ответственность

Согласно ПДД, проезжую часть следует пересекать в строго отведенных для этого местах. Но даже тогда, когда автомобилист наехал на человека вне установленной пешеходной зоны, он понесет наказание. При этом все факты могут быть в пользу водителя, а вина самого пешего гражданина доказана.

Если автомобилист сбил человека вне пешеходного перехода, ответственность подразделяется на административную, гражданскую или уголовную. Водитель будет привлечен к тому или иному типу ответственности в зависимости от обстоятельств ДТП и степени нанесенных повреждений пешеходу:

  1. Административная – означает, что на автовладельца будет наложено взыскание в виде штрафа. Его размер напрямую зависит от тяжести имеющихся у пострадавшего повреждений. Если вред здоровью несущественный, то на автомобилиста могут наложить штраф до 25 тыс. руб. или лишить прав до двух лет. Потерпевший имеет право требовать возместить ему моральный ущерб, вред здоровью и расходы на лечение и восстановление. Вопрос возможно решить через органы суда. Нужно иметь ввиду, что административная ответственность не исключает привлечение к гражданской.
  2. Гражданская – подразумевает возмещение повреждений, полученных вследствие аварии. Как, правило, взыскание накладывается в денежном виде. Эта мера имеет место, если пешеход сбит не насмерть.
  3. Уголовная – самая тяжелая мера наказания. Она наступает, когда последствия ДТП очень серьезные. Если пострадавший получил травмы, несовместимые с жизнью, виновник может получить максимальный вид наказания в виде лишения свободы на долгий срок. Если произошла настолько тяжелая авария, виновным всегда считается водитель.

В каких случаях предусмотрена уголовная ответственность

В продолжении вышеописанных примеров, следует отдельно рассмотреть и случаи, когда наступает уголовная ответственность, если водитель сбил пешехода на пешеходном переходе. Если же мы говорим о тяжких повреждениях, то уголовная ответственность за сбитого пешехода может быть выражена в одном из следующих видов:

  • принудительные (или же обязательные) работы на срок до 2 лет
  • ограничение свободы — до 3 лет
  • арест в административном порядке — до полугода
  • лишение свободы (общий режим) — до 3 лет

В отдельных случаях, к основному виду санкций может быть добавлено и лишение прав на срок до 3 лет. Если в рамках этого же примера рассматривать происшествие с летальным итогом, то наказание за таковое будет выражено в следующем виде:

  • до 4 лет принудительных работ
  • до 7 лет (общий режим) лишение свободы
  • права конфискуются в обязательном порядке

Что делать водителю, чтобы доказать свою фактическую невиновность

Если водитель не виновен в создании аварийной ситуации и сбил пешехода по вине самого пешехода, это ещё нужно доказать. Мы советуем:

1. Ни в коем случае не убегать и не оставлять место происшествия! Это только усугубит ситуацию

2. Максимально быстро оказать первую медицинскую помощь и вызвать скорую

3. Вызвать ГИБДД для оформления аварии

4. Максимально быстро, не дожидаясь приезда всех служб, зафиксировать на фото и видео все обстоятельства происходящего, собрать данные о свидетелях

Совсем хорошо, если в наличии будет запись с видеорегистратора.

Удачи на дорогах!

А тем, кто только собирается учиться водить автомобиль — приходите к нам в автошколу. Вы будете знать всё, что нужно хорошему водителю!

Административная ответственность

Этот вид ответственности является минимальным исходящим со стороны государства. Все особенности закреплена в КоАП, а также в обширном перечне подзаконных нормативно правовых актов. При наезде на пешехода возможна квалификация по одной или сразу по нескольким статьям КоАП. Это обстоятельство в основном зависит от причиненного вреда, а также от иных совершенных правонарушений.

Основная статья КоАП предусматривает ответственность исключительно за нанесение легкого или среднего вреда здоровью. Самостоятельно определить нанесенный вред невозможно. По заявлению пострадавшего производится медицинская Экспертиза, которая дает свое заключение. Основные критерии оценки установлены в постановлении Правительства. Стоит отметить, что одним из основных условий причиненного вреда является время нетрудоспособности человека. Если этот период менее 3 недель – вред легкий, а если более – средний.

ВАЖНО !!! Относительно недалеко от среднего стоит тяжкий вред здоровью, который имеет смысл разобрать отдельно, поскольку в этом случае предусмотрена уголовная ответственность.

Ответственность за наезд на пешехода на пешеходном переходе

Итак: произошла авария. Мы уже разобрались, что водителю, скорее всего, придется возместить пешеходу затраты на лечение и выплатить моральную компенсацию. Как еще его может наказать суд?

Если водитель сбил человека, и тот отделался легким либо средним вредом — суд будет обращаться к статье 12.24 КоАП РФ:

  • легкий вред — штраф от 2500 до 5000 рублей, либо могут отобрать права на год-полтора;
  • средний вред — придется отдать от 10 000 до 25 000, либо заберут права на полтора-два года.
Читайте также:  СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ ПУ 6 ПОСЛЕДНЮЮ ВЕРСИЮ 2023

Легкий вред — нарушения в здоровье были кратковременными, средний — длительное, но не опасное для жизни расстройство здоровья.

Случилось так, что человек пострадал серьезно или даже умер — наказание за это прописано в УК РФ, статья 264:

  • тяжкий вред — посадят в тюрьму на два года максимум либо отправят на принудительные работы на два года, также может быть ограничение свободы до трех лет;
  • смерть человека — тюрьма до пяти лет либо работы до четырех лет;
  • погибло несколько человек — лишение свободы до семи лет либо принудительные работы до пяти лет.
  • Вопрос: Если во время автоаварии переходящему дорогу гражданину были причинены легкие повреждения, на какой период владельца автомобиля, который был за рулем, отстранят от вождения?
    Ответ: Его лишат прав на срок от 1 до 1,5 лет.
  • Вопрос: Сбит человек. Какие повреждения считаются легкими?
    Ответ: Под легкими повреждениями понимают временную потерю трудоспособности либо кратковременные проблемы со здоровьем.
  • Вопрос: Что подразумевают под повреждениями средней тяжести?
    Ответ: Это средний уровень утраты человеком былой трудоспособности (т.е. проблемы со здоровьем, которые не подразумевают опасности для человеческой жизни).

Когда сталкиваются человек и авто, в результате меньше всегда страдает машина. Как правило, это маленькая вмятина либо вовсе отсутствие следов. Однако, этого нельзя сказать о пешеходах. В некоторых ситуациях причиненный вред довольно тяжелый либо человек умирает. Может быть и так, что причиненные повреждения минимальны, тогда вопрос можно решить мирным путем и не вызывать сотрудников ГИБДД. Это сделать можно при условии, что согласны обе стороны. Происходит на практике такое нечасто. Тогда автовладелец может отвечать за допущенное нарушение. Грозит ему несколько видов мер.

Лояльной будет разновидность, закрепленная в гражданском законодательстве. Независимо чья вина имеет место в случившемся – оплата лечения ложится на плечи владельца машины. Это же касается имущества, которое пострадало и прочих вещей. Исключением из правила будет обращение в суд и установление, что причиной наезда стала непреодолимая сила либо умысел пострадавшей стороны. Случается, когда лицо намеренно бросается под машину.

Среднее значение присуще административному виду мер. Если человеку причинен средний вред здоровью — по решению судебного органа производится выплата штрафа. Размер санкции варьируется от 2,5 до 25 тысяч рублей. Кроме того, автомобилиста лишат документа, который наделяет его правом управлять авто. Срок равен от 12 до 24 месяцев.

Самым строгим видом ответственности называют уголовную. Сотрудники ГИБДД проводят проверочные мероприятия по нескольким факторам. В частности, проверяют, мог ли автомобилист избежать столкновения. Касается это каждого конкретного случая в индивидуальном порядке. Проверке подлежит, имело ли место нарушение установленных правил. Проверят и исправность авто в техническом плане. Выяснить следует последствия, которые наступили для здоровья пострадавшей стороны.

К ответственности автолюбителя привлекут после того, как проведут все необходимые в этом направлении проверки. Может возникнуть и такое, что устанавливается отсутствие виновности водителя в случившемся. Тогда не применяются меры ответственности. Если вред оценивается тяжелым либо лицо скончалось от полученного удара – водитель отвечает в пределах УК. Оценивать, как тяжелый вред будет то, что человек находится в предсмертном состоянии либо долгое время не сможет работать.

От чего зависит мера наказания

Административная ответственность за сбитого человека вне перехода влечет за собой:

  • уплаты штрафа. Величина штрафа, которую должен будет оплатить автомобилист, совершивший наезд, будет зависеть от того, какова величина ущерба причинена лицу — имеет ли место тяжкий вред здоровью или гражданин, на которого был осуществлен наезд, не имеет никаких повреждений.
  • Потерпевший, имеет законное право потребовать от лица, управлявшего транспортным средством, возмещения морального ущерба, а также полного покрытия расходов на последующее лечение и восстановление здоровья.

Привлечение к гражданской ответственности. Подобный вид наступает в том случае, если в результате аварии был причинен вред здоровью и заключается она в необходимости перечисления определенной суммы средств, направленной на возмещение причиненного вреда здоровью. Стоит отметить, что она не применяется при аварии со смертельным исходом.

При повреждениях легкой и средней тяжести автомобилист может ограничиться привлечением исключительно к одному из вариантов гражданской или административной ответственности:

  • автомобилиста ожидает арест не более 15 суток;
  • лишение прав на 12 месяцев;
  • штраф в размере до 15 величин минимальной заработной платы;
  • при оставлении пешехода в опасности штраф может достигать 80 тысяч рублей или арест до 3-х месяцев.

Уголовная является наиболее тяжелой формой и к ней привлекаются лица, сбившие пешехода насмерть. В такой ситуации наказание будет, зависеть от факторов ДТП и сопутствующих обстоятельств. Статья уголовного кодекса, рассматривающая подобные случаи, предусматривает:

  • принудительные работы до 4-х лет;
  • лишение ВУ до 3-х лет;
  • реальный срок лишения свободы до 5 лет;
  • если водитель был пьян, то лишение свободы может доходить до 7-ми лет с лишением водительского удостоверения на период до 3-х лет;
  • смерть 2-х и более пешеходов при управлении ТС в состоянии алкогольного опьянения, является наиболее тяжелым обстоятельством, при котором лицо привлекается к уголовной ответственности до 9 лет в зависимости от обстоятельств аварии и тех действий, какие предпринимал водитель, для того, чтобы попытаться избежать аварийной ситуации и лишением водительских прав на 3 года.
Читайте также:  Какие документы нужны для продажи земельного участка в 2023 году образцы

Наезд на человека вне пешеходного перехода

К несчастью, некоторые пешеходы также любят нарушать ПДД и переходить дорогу без зебры. Большая часть таких ситуаций заканчивается дорожно-транспортными происшествиями. В большинстве случаев виновником такого ДТП признается водитель транспортного средства. Чтобы избежать неприятных последствий и доказать свою точку зрения, автомобилист должен придерживаться определенных правил поведения:

  1. Прежде всего автомобилист должен остановить свое авто, заглушить двигатель, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки.
  2. Ни в коем случае нельзя передвигать автомобиль. За это дорожный инспектор, прибывший на место аварии, может привлечь нарушителя к дополнительным мерам ответственности.
  3. Следующий шаг, который необходимо сделать как можно скорее, выйти из машины и посмотреть, какие именно повреждения были получены сбитым пешеходом. Нужно оказать ему первую медицинскую помощь, вызвать на место аварии скорую. Если столкновение было сильным, но человека ни в коем случае нельзя двигать с места, чтобы не усугубить его повреждения и не вызвать внутреннее кровотечение.

    До приезда на место аварии специалистов, пострадавший должен находиться в максимально комфортной обстановке. Для этого необходимо соорудить ему подушку из доступных вещей, аккуратно подложить ее под голову.

  4. Во время ожидания приезда на место аварии сотрудников ГИБДД, водитель должен опросить свидетелей случившегося, записать их показания. Позднее эти записи могут быть приложены к материалам дела или использоваться в качестве доказательств в суде.
  5. До приезда на место дорожно-транспортного происшествия дорожного инспектора водитель должен зафиксировать место аварии, сделать фото или видеосъемку, на которой заметно положение авто и пешехода относительно крупных стационарных объектов.
  6. Во время составления протокола, автомобилист должен внимательно следить за записями, сверять, чтобы не было никаких несоответствий.

Если пешеход был пьян

С точки зрения действующего законодательства не имеет значения, в каком состоянии находился пострадавший. Когда гражданин садится за руль транспортного средства — объекта повышенной опасности, он обязан отвечать за ущерб, нанесенный жизни и здоровью третьих лиц. Автолюбитель сможет избежать уголовной ответственности, если будут установлены смягчающие его вину обстоятельства. Уменьшить объем наказания можно:

  • Если выяснится, что пьяный намеренно кинулся под колеса;
  • Если экспертиза покажет, что избежать аварии было невозможно (например, из-за погодных условий, особенностей дорожного полотна);
  • Если будет доказано, что водитель соблюдал все правила, включая требования к скорости.

Чтобы свести наказание к минимуму или избежать ответственности, водителю нужно принять активное участие в разбирательствах на месте аварии: помогать следствию, подробно рассказать о своем видении ситуации. Нельзя подписывать какие-либо документы без предварительного внимательного чтения. Необходимо настоять на том, чтобы нетрезвое состояние пешехода было зафиксировано в материалах дела.

ДТП с участием пешехода, переходящего дорогу в неположенном месте: судебная практика

Основной массив судебных решений свидетельствует о том, что водителям редко удается отстоять свои права, особенно когда собрана достаточная доказательная база. Поэтому важно участие адвоката уже на ранних стадиях следствия. Его усилия будут способствовать достоверности составляемых документов.

Когда человека сбила машина насмерть, законодательство предусматривает несколько альтернативных видов наказания. При выборе санкций суды учитывают как смягчающие, так и отягчающие ответственность факторы. В связи с этим владелец автомобиля должен стремиться оказать следствию максимальное содействие.

Вот лишь несколько примеров из многочисленного массива решений судов разных инстанций. Все фамилии фигурантов дел изменены.

Наезд на пешехода вне перехода

Для начала проанализируем самую типичную ситуацию – пусть пешеход переходит дорогу вне пешеходного перехода, и при этом создает помехи движущемуся транспортному средству, т.е. нарушает п. 4.5 ПДД.

Если бы помехи движению транспорта не создавались, то и ДТП бы не случилось, правильно? Значит, нарушение ПДД пешеходом можно считать доказанным. Ни один дознаватель ГИБДД, рассматривающий такое дорожно-транспортное происшествие, не будет сомневаться в вине пешехода в данном ДТП.

Тем не менее, российское законодательство, в частности Гражданский Кодекс РФ, предусматривает ответственность за ДТП для лиц, управляющих транспортными средствами повышенной опасности. Поскольку автомобиль является таким средством, ответственность будет ждать не только пешехода, но и водителя сбившего его автомобиля. И это даже с условием, что вина пешехода полностью доказана.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *