- КОАП

Разбор: повышение пенсионного возраста против Конституции или нет?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разбор: повышение пенсионного возраста против Конституции или нет?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Через четыре дня после объявления о повышении пенсионного возраста — 18 июня — по социальным сетям начали распространяться копии поста «юриста Виталия Михайловича Митина», в котором утверждается, что пенсионная реформа противоречит ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, где «четко и ясно предусмотрено (запрещено)»: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», — и ч. 1 ст. 19 Конституции РФ («Все равны перед законом…»).

Автор утверждает, что право граждан на пенсию «отменяется в сторону ухудшения», а дореформенные и пореформенные пенсионеры перестают быть равными в правах. Действия правительства автор текста расценил как попытку «попутно серьезно изменить Конституцию».

Нет. Повышение пенсионного возраста все же может рассматриваться в качестве ограничения конституционных прав.

«Согласно ч. 3 ст. 55 права и свободы могут быть ограничены при наличии следующих условий: а) только федеральным законом; б) в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Более того, это конституционное право относится к ряду социальных прав и не является «абсолютным», то есть его можно ограничивать», — пояснил эксперт.

Он рассказал, что согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ ограничение прав и свобод помимо условий, указанных в ст. 55 Конституции, должно быть необходимо для обеспечения указанных целей, например, защиты прав и законных интересов других лиц, и соразмерно целям, ради которых ограничиваются эти права.

Оба понятия являются оценочными, и эту оценку проводят представители исполнительной и законодательной властей (то есть правительство и Федеральное Собрание: Госдума и Совет Федерации. — Ред.). А результат оценки принимается в форме федерального закона (его подписывает президент страны).

Судебные решения по данной теме

Споры о повышении пенсионного возраста продолжаются в России. Несколько организаций и группа авторов обратилась в Конституционный суд для защиты прав граждан. В их мнении, поднятие возраста нарушает их обязанности по выплатам пенсий, а также свободу передвижения и выбора работодателя. Некоторые правозащитники утверждают, что изменения в законодательстве нарушаются уже несколько лет и требуют своего определения.

В августе 2019 года Конституционный суд отметил, что повышение пенсионного возраста не нарушает Конституцию, так как законодатель вправе изменять нормы. Однако правовой эксперт Александр Баршак отметил, что это решение не означает, будто все правомерно. Он отметил, что депутатов государств нарушает свои главные обязанности — защиту граждан.

Пенсионеры должны себя обеспечивать сами – мнение молодого «эксперта» из Министерства финансов

Недавно в Министерстве финансов появился молодой человек, который получил должность консультанта по вопросам назначения пенсионного пособия. Владимир Назаров лично получил от Медведева государственную награду, только его подходы к работе с пенсионерами стандартными не назовешь, и это мягко сказано.

Безусловно, строить карьеру надо жестко, но не так же, когда теряется человечность. Его прогнозы, касающиеся внедрения новой пенсионной системы, выглядят так:

  1. По мнению молодого «эксперта», пенсионеров нельзя «баловать» высокими пенсиями, поскольку это снижает мотивацию к труду. Риторический вопрос, зачем тогда баловать депутатов большими зарплатами?
  2. Буквально, но Владимир Назаров «спит и видит», что вскоре РФ откажется от социального и страхового пенсионного обеспечения, оставив только накопительную пенсию, чтобы люди сами обеспечивали себя в старости.

Может в последнем прогнозе и есть какая-то логика, но с нашей системой накопительная часть может резко упасть в цене, вследствие чего люди действительно будут работать до самой смерти.

Причины необходимости изменений

Одной из главных причин повышения пенсионного возраста является увеличение продолжительности жизни граждан России. Согласно статистическим данным, в последние годы она выросла на несколько лет. Это означает, что люди в среднем живут дольше и стареют в организме. Поэтому, увеличивая пенсионный возраст, правительство стремится сохранить финансовую стабильность пенсионной системы страны.

Еще одной причиной является демографический кризис в России. Количество рождений меньше, чем количество умираний. Возрастающая долгожительность людей приводит к тому, что количество пенсионеров увеличивается, а рабочие места, которые определяют стабильность пенсионной формулы, уменьшаются.

Кроме того, повышение пенсионного возраста не является новой практикой в мире. Многие страны уже внедрили подобные изменения, чтобы решить проблемы демографического кризиса и сохранить пенсионную систему. Поэтому, принятие данной меры не является специфичным для России, а возможность оставаться экономически конкурентоспособной среди других стран мира.

Читайте также:  Что положено за 3 ребенка в 2023

Какие меры компенсации пенсионерам предлагаются

Повышение пенсионного возраста в России вызвало негативную реакцию большинства населения, в том числе пенсионеров. В ответ на это правительство предложило ряд мер компенсации, которые могут смягчить негативные последствия повышения пенсионного возраста.

  • Ежемесячные выплаты — пенсионерам, которые достигли нового пенсионного возраста и остались на работе, будут выплачиваться дополнительные ежемесячные выплаты в размере 3% от заработной платы.
  • Льготы на жилье — пенсионеры, достигшие нового пенсионного возраста, могут получить льготы на оплату жилья.
  • Медицинская помощь — пенсионерам будут предоставлены бесплатные медицинские услуги, которые ранее не входили в перечень.
  • Субсидии — граждане, получающие низкие пенсии, будут получать дополнительные субсидии на оплату коммунальных услуг, питание и лекарства.
  • Сохранение льгот — пенсионеры, у которых уже есть социальные льготы (например, бесплатный проезд в общественном транспорте), будут сохранять их даже после повышения пенсионного возраста.

Однако несмотря на все компенсации, многие пенсионеры продолжают недовольствоваться повышением пенсионного возраста.

Основные протесты против повышения пенсионного возраста

Несправедливость — одна из главных причин, по которой люди выступают против повышения пенсионного возраста. Многие считают, что обычным гражданам, которые трудятся на тяжелых и опасных работах, необходимо предоставлять право на достойную пенсию, и что повышение возраста является несправедливым решением правительства.

Несогласие с решением — многие люди выступают против повышения пенсионного возраста, потому что не согласны с решением правительства. Они уверены, что это решение может привести к массовым протестам и даже к нарушению общественной стабильности в стране.

Забота о здоровье — еще одна причина, по которой люди выступают против повышения пенсионного возраста, связана с необходимостью заботиться о своем здоровье. Многие считают, что с увеличением возраста работа становится опасной и тяжелой, что ведет к болезням и понижению качества жизни.

  • Отсутствие альтернативных решений — некоторые люди выступают против повышения пенсионного возраста, потому что они не видят альтернативных решений. Они считают, что правительство слишком быстро принимает решение о повышении возраста, не проводя анализ возможных альтернатив.
  • Подавление голосов протеста — многие люди также выступают против повышения пенсионного возраста из-за предполагаемого подавления голосов протеста. Они считают, что правительство не желает слышать и принимать во внимание мнение простых людей и прибегает к различным методам подавления их голосов.

Нарушение общественной равноправности — некоторые люди выступают против повышения пенсионного возраста, как одну из форм нарушения общественной равноправности. Они считают, что правительство отдает предпочтение определенным слоям населения, которые могут рассчитывать на достойную пенсию, в то время как остальным будет предложено работать до старости.

Что говорит Конституция России об изменении пенсионного возраста?

Буквально через несколько дней после того, как представители власти объявили о подготовке документа, изменяющего пенсионную систему на территории страны, активисты быстро распространили новость о нарушении чиновниками Конституции. Некий «юрист Виталий Михайлович Митин» опубликовал сообщение, которое моментально подхватили многие интернет-пользователи, и затем начали распространять. В тексте он объясняет, что во второй части 55 статьи Конституции РФ предусматривается или запрещается факт принятия законов, которые или отменяют или умаляют права людей и граждан. Человек, который создал данную публикацию, утверждает о том, что происходит изменение соотношений права между человеком, вышедшим на заслуженный отдых по старым меркам, и новоиспеченным пенсионером.

Суть пенсионной реформы — официальная версия

Согласно объяснениям многих официальных документов и сайтов, суть пенсионной реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между работником и работодателем: в повышении ответственности работников за обеспечение своей старости, а также в повышении ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого работника. Задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему. Но как мы увидим далее, это не совсем так.

Пенсионная реформа началась в 2002 году, с вступлением в силу ряда федеральных законов

  • “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”,
  • “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”,
  • “Об обязательном пенсионном страховании”
  • “Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации”.

С 2002 года в стране запущен механизм пенсионной реформы, который, обратите внимание, является частью комплекса проводимых в России экономических реформ, предложенных МВФ.

Конституция РФ 2018 – последняя редакция про пенсионный возраст

Действующая Конституция РФ принята 12 декабря 1993 года и вступила в силу 25 декабря 1993 года после опубликования. Ч.1 ст.39 высшего нормативного акта закрепляет полномочия пенсионеров на денежное обеспечение. В ч.2 ст.39 указано, что размер государственных пенсионных выплат устанавливается путем принятия закона. Исходя из этих норм, отдельными законами установлены следующие виды трудовых пенсий:

  • общие – до 2019 года установлен пенсионный возраст для женщин в 55 лет, для мужчин – в 60 лет в соответствии с ФЗ РФ № 166 от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
  • страховые – предусмотрены ФЗ РФ №400 от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях»;
  • специальные – установлены специальными законами для отдельных категорий граждан с правом выхода на пенсию в более раннем возрасте (например, сотрудников полиции).

С 01.01.2019 года вступил в силу ФЗ РФ №350, который становил поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин – 60 лет, для мужчин – 65 лет. Увеличение будет постепенным в течение 10 лет. Граждан, вышедших до вступления нормативно-правового акта в силу, нововведения не коснутся.

Читайте также:  Больничный лист в 2023 году: изменения, порядок расчета и оплаты

В сам закон изменения относительно выхода на заслуженный отдых не вносились. Текст его остался прежним. При этом в основном законе РФ запрещается менять пенсионный возраст. В статье 55 указано, что на территории России не могут создаваться документы, которые ограничивают права и свободы гражданина. Статья 7 охраняет возраст выхода на пенсию. Это значит, что его повышение станет нарушением прав человека, а это запрещает 55 статья.

Повышение пенсионного возраста не умаляет и не отменяет закрепленных Конституцией прав, а исполнительные и законодательные органы действуют в рамках своих полномочий. Однако при проведении реформы необходимо грамотно оценить состояние российской экономики, соразмерность и необходимость изменений, объяснил профессор кафедры конституционного и административного права факультета права Высшей школы экономики Владимир Мазаев.

Он напомнил, что в Конституции действительно устанавливается институт государственных пенсий (ч. 2 ст. 7) и право на их получение (ч. 2 ст. 39). Однако в нормах основного закона не указаны сроки выхода на пенсию по различным основаниям, размеры, условия расчета, порядок начисления, получения и т. д. — ч. 2 ст. 39 Конституции РФ делает отсылку по этим вопросам к специальному федеральному закону.

Да, Конституция закрепляет требование не издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы (ч. 2 ст. 55). Но в данном случае, по словам эксперта, право на государственную пенсию не отменяется и не умаляется, меняются некоторые параметры его использования (увеличивается срок выхода на пенсию при условии увеличения объема пенсионных выплат — как нам говорят). Не нарушается при повышении пенсионного возраста и принцип равноправия.

«В данном случае следует исходить из того, что обратной силы закон не имеет, нельзя ухудшать положение вышедших на пенсию. Нарушением этого принципа было бы, например, выделение какой-то отдельной группы граждан в целях наделения их дополнительными правами и льготами. В данном случае предполагается, что закон распространяется на всех граждан 1959 года и моложе, а все граждане старше 1959 года остаются в прежнем правовом режиме пенсионного обеспечения, то есть здесь не усматриваются какие-то дискриминационные основания», — резюмировал Владимир Мазаев.

В ГД внесен проект о досрочном выходе на пенсию нетрудоустроенных россиян

В Государственной Думе должен появиться законопроект, который узаконит право на досрочный выход на пенсию (на 5 лет раньше) для граждан, которые в течение 12 месяцев не могут трудоустроиться. Данная инициатива предложена депутатом Государственной Думы Андреем Барышевым, представителем партии «Единая Россия». Данный проект позволяет досрочно выходить на пенсию мужчинам возрастом от 60 лет, а женщинам – от 55 лет. Важно, чтобы человек в течение календарного года имел статус безработного. Кроме этого, подобная привилегия может предоставляться по состоянию здоровья.

Законопроект затрагивает всех граждан, имеющих страховой стаж свыше 15 лет вне зависимости от того, какой трудовой деятельностью они занимались. Автор указал в пояснительной записке, что многие виды работ не предполагают непрерывную деятельность вплоть до наступления пенсионного возраста. В то же время, пожилым людям сложнее повысить квалификацию, и даже в этом случае им не гарантируют получение рабочего места.

На что надо обратить внимание?

Эксперт назвал ключевые для обсуждения пенсионной реформы вопросы с точки зрения конституционного права.

«Если повышение пенсионного возраста — мера, необходимая для обеспечения экономического развития страны, — то начинать следует с внедрения новых технологий, повышения производительности труда и эффективности управленческой сферы; более справедливого распределения общественных благ, снижения колоссальной имущественной дифференциации, в том числе по заработной плате. Если брать конституционный аспект, то несправедливые и несоразмерные критерии в оплате труда, получения доходов в современном демократическом мире рассматриваются как нарушение принципа правового государства, где справедливость и достоинство личности (выраженное в том числе в справедливом распределении национального дохода) является приоритетным по отношению к формальным законодательным актам.

Если повышение пенсионного возраста необходимо, то…

— Почему бюджет страны профицитный?

— Что положительного даст эта реформа будущим пенсионерам, если соотношение уровня пенсий с их уровнем заработной платы будет таким же — не более 30-35 процентов?

— Кто и как обеспечит работой (то есть важнейшим конституционным правом) этих людей, когда многие на прежнем месте работы по состоянию здоровья просто не смогут квалифицированно осуществлять свои функции? Для них потребуется целая система переподготовки и переучивания.

— Кто и как обеспечит работой пенсионеров в сельской местности, особенно женщин предпенсионного возраста?

— Лишит ли повышение пенсионного возраста миллионы граждан льгот и пособий, которые они могли бы получать от государства в связи со статусом пенсионера?

Все эти вопросы относятся к сфере обеспечения конституционных прав и свобод и могут быть предметом для рассмотрения в Конституционном Суде РФ.

Конституция пенсионный возраст не регулирует

Для иначала вспомним о том, что в ч.2 статьи 39 Конституции РФ сказано:

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В России все так и есть, ведь в статье 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сказано, что

Читайте также:  Как платить за квартиру: подробная инструкция по прохождению ЖКХ-квеста

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Именно эту норму собирается изменить Правительство РФ при поддержке Госдумы, Совета Федерации и даже Президента России Владимира Путина, который в свое время обещал, что при нем пенсионный возраст россиян повышен не будет. Все твердят о том, что такие меры назрели, а также о том, что они пойдут на пользу: ведь это позволить увеличить пенсии в среднем на 1000 рублей в месяц. Для действующих пенсионеров. Поскольку те, кто собирался выйти на заслуженный отдых в 2019 году и позже, будут вынуждены ждать этих выплат гораздо дольше, чем надеялись и планировали. Уже те мужчины и женщины, кому сейчас немного за 40 лет, выйдут на пенсии в 65 и 63 года соответственно, вместо 60 и 55 лет, то есть потеряют примерно 108 000 рублей за каждый год, при минимальной пенсии в 9000 рублей. А это значит, что их положение очевидно ухудшится.

Но ведь в ч.2 статьи 55 Конституции РФ вполне определенно и недвусмысленно прописано:

В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Увеличение возраста выхода на пенсию и получения соответствующих выплат на 8 лет позже женщинам и на 5 лет мужчинам очевидно отменяет и умаляет их право на законный отдых. Хотя, конечно же, Конституция РФ пенсионный возраст не регулирует.

Индексация в Основном законе: зачем она там и что изменит

Когда поправка об индексации пенсий только обсуждалась в январе 2020 года, наиболее частый вопрос, который задавали ее авторам, был таким: означает ли пункт об индексации, зафиксированный аж в Конституции, что пенсионные выплаты будут регулярно увеличивать всем пенсионерам – в том числе работающим? Объявив сначала, что принцип сформулирован «без изъятий» (то есть касается всех граждан), авторы поправки позже уточнили, что права работающих пенсионеров отрегулирует отдельный закон – то есть Конституция их в правах с неработающими не уравняет. Повышение пенсионного возраста, начавшееся в 2019 году и весьма непопулярное у жителей страны, поправка тоже не отменит.

В целом же пенсионные выплаты, их индексацию в зависимости от инфляции, пенсионный возраст и прочие параметры регулируют несколько действующих законов – и они продолжат это делать, поправка об индексации «не реже одного раза в год» ничего нового россиянам не принесет, уверен экономист, специалист по инвестициям Андрей Мовчан.

«Ради того, чтобы позволить Путину оставаться у власти и сконцентрировать власть в его руках до его смерти, необходимо было замаскировать изменения в Конституции, связанные с этим, под некоторые социальные подачки и льготы. Необходимо было показать, как важно голосовать за поправки, потому что они полезные и хорошие, в частности, индексируют пенсии. Это такая довольно примитивная игра, скорее даже бюрократическая, – считает эксперт. – Потому что Путин и так бы мог оставаться у власти пожизненно, не изменяя Конституцию, – но решили вот таким путем пойти».

Мовчан подчеркивает, что действующая Конституция и ссылки на нее последовательно игнорируются в России: в процессе законотворчества, в судах, при принятии решений на всех уровнях власти. «Совершенно бессмысленно переписывать Конституцию с той целью, чтобы она начала работать. Как бы она ни была написана, она начнет работать только тогда, когда будет создан институциональный механизм обеспечения ее работоспособности. Когда будет создана конкурентная политическая среда, когда будет конкуренция элит за власть, когда эта конкуренция будет протекать в рамках независимости судебного процесса и так далее. То, что мы имеем, например, в Соединенных Штатах Америки. Мы можем хорошо или плохо относиться к тому, какие решения они принимают и что делают, но «Билль о правах» у них работает, и законы работают – потому что это обеспечено», – говорит экономист.

При этом Конституция страны с работающими институтами – это не «декларация, состоящая из обещаний и подачек», добавляет эксперт: «Она определяет основные, базовые понятия, аксиоматику, на которой потом уже строятся все остальные законы».

«Конечно, никакая индексация пенсий в эту аксиоматику не войдет, потому что пенсия – это временное понятие, индексация – это понятие очень расплывчатое, – объясняет Андрей Мовчан. – Другое дело, что в Конституции может быть записан, например, базовый принцип: что она гарантирует социальную защиту лицам, которые в силу возраста, здоровья или по другим причинам не в состоянии обеспечивать себе достойную жизнь за счет конкурентной продажи своего труда на рынке. На такое положение можно будет ссылаться в случае, если будут приниматься какие-то законы, которые, так или иначе, будут ему противоречить. Но более конкретные вещи – им не место в Конституции. Они гибкие, они текучие, они могут меняться».

Как повлияют изменения в Конституции на судьбу тех россиян, кто обращается в международные суды, читайте в нашем предыдущем материале.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *