- Гражданское право

На какие автомобили необходимо устанавливать тахограф

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «На какие автомобили необходимо устанавливать тахограф». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?

Какой штраф за езду грузовика без тахографа в 2022 году

Актуально на 2022 год

Штраф за отсутствие тахографа

От 5 до 50 тыс. руб.

Статья 11.23 КоАП

С 1 ноября 2019 года физические лица, которые владеют:

  • автобусами с количеством мест более восьми;
  • автомобилями с максимальной разрешенной массой более 3,5 т;

— обязаны установить на них тахограф. Об этом говорят федеральные законы: 386 от 30.10.2018 и 216 от 26.07.2019. Теперь это требование есть в правилах техосмотра. Кстати, автобус с числом мест более восьми автоматически попадает под требования Постановления Правительства № 153, а значит, кроме тахографа обязательно должен быть оснащен еще и аппаратурой ЭРА-Глонасс.

Если в грузовике или автобусе нет тахографа, водителя оштрафуют на 3000–5000 ₽. Для ИП и ООО, которые отправили машину без тахографа — до 50 000 ₽. То есть штраф за тахограф на физическое лицо получить тоже может.

Штраф за езду без тахографа в КоАП

За то, что водитель ездит за рулем больше нормы, его оштрафуют на 2000 ₽. Достанется и владельцам бизнеса: ИП может потерять до 25 000 ₽, а компания — до 50 000 ₽. Вот еще штраф для юрлиц и ИП.

Штраф за нарушение норм труда и отдыха водителей

Если прибор покажет, что рабочее время в табеле отличается от фактического, то работодателя привлечет госинспекция по труду, по статье о нарушении трудового законодательства. Штраф за такое нарушение:

  • Для юрлиц — до 50 000 ₽ и до 70 000 ₽ за повторное нарушение.
  • Для ИП — до 5000 ₽ и до 20 000 ₽ за повторное нарушение.

Вся процедура оснащения ТС тахографом делится на несколько этапов:

  • подготовка автомобиля к установке, ремонт неисправностей, уборка в салоне, накачка шин до давления, рекомендованного заводом-изготовителем;
  • доставка транспорта на территорию мастерской;
  • монтажные работы, подготовка места для контрольного прибора, прокладка кабелей и установка датчиков;
  • установка, настройка и проверка работы бортового самописца;
  • калибровка собираемых данных;
  • пломбировка разъемов, корпуса прибора;
  • выдача сертификата мастерской о выполненном монтаже, пакета документации на устройство.

Собираюсь продавать автомобиль с наличием тахографа с блоком СКЗИ. Имею ли право не вносить тахограф в сделку продажи?

Да, так как тахограф – это ваше имущество и Вы вправе распоряжаться им по своему усмотрению. Если будете продавать автотранспортное средство, то Вам необходимо обратиться в мастерскую для демонтажа блока СКЗИ, т.к. он хранит личную информацию владельца.

В случае если Вам необходимо переустановить тахограф на другое транспортное средство выполните его демонтаж и заменить блок СКЗИ.

Читайте также:  Ульяновцам предоставят налоговые льготы на имущество, но не всем

Блок с СКЗИ нужно хранить 2 года, затем утилизировать его в соответствии с действующим Законодательством. Хранение и утилизация активированного блока СКЗИ — лицензируемый вид деятельности (лицензия ФСБ). ООО «РДЦ» может оказать услуги по демотажу, хранению и утилизации блока СКЗИ.

Кому нужно устанавливать тахограф

Монтаж устройства – непростая задача, в этом деле есть много разногласий и неурядиц. Если периодически наблюдать за обновлением информации в законодательстве по этому вопросу, то все становится предельно ясным.

Перечень машин, на которые нужно установить оборудование в обязательном порядке, доступен любому заинтересованному человеку. Иначе владельцу будут предписаны штрафные санкции, размер которых колеблется от 1000 до 10 000 рублей.

  • машины, которые имеют более 8 пассажирских сидений (не считая сидения водителя);
  • если общая масса транспортного средства более 3500 килограмм;
  • авто используется для осуществления целей военнослужащих и полиции;
  • машины для перевозки и обслуживания опасных грузов.

Отсутствие тахографа, его неисправность или несвоевременная поверка/замена СКЗИ с точки зрения закона считаются нарушениями. Также к нарушениям относится эксплуатация самописца без карты водителя, с чужой либо просроченной картой или невозможность распечатки данных по требованию сотрудника ДПС.

В зависимости от того, кто будет признан виновником нарушения, статья 11.23 КоАП устанавливает такие суммы штрафов:

  • до 3 тыс. рублей для лиц. Непосредственно управляющих ТС.
  • до 10 тыс. — для должностных лиц, ответственных за нарушения.
  • до 30 тыс. — для юридических лиц.
Неустановленный/ неработающий/несоответствующий законодательству тахограф
Ответственное лицо Сейчас Станет
Водитель от 1 000 до 3 000 рублей от 3 000 до 5 000 рублей
Должностное лицо от 5 000 до 10 000 рублей от 7 000 до 10 000 рублей
Юридическое лицо и ИП от 20 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Кому не нужен тахограф?

Не надо устанавливать тахографы на:

  1. Грузовой и пассажирский транспорт международных перевозок, если они уже имеют аналогичные приборы европейского образца.
  2. Троллейбусы всех видов.
  3. Автомобили экстренных служб, в т.ч. проводящих оперативно-следственные мероприятия.
  4. Военные ТС.
  5. Автомобили органов, контролирующих техсостояние машин.
  6. Ретро-авто, если их год выпуска был 30 или более лет назад, ТС оборудовано оригинальными кузовом / рамой / двигателем, и не используется в коммерческих целях.
  7. Некоторые виды специальных автомобилей, включая автокраны, сельхозтехнику и многое-многое другое.

Именно в последнем пункте и сосредоточены многие сложности. Рассмотрим их более подробно. Не должны устанавливать тахограф:

  • автокраны;
  • автоэвакуаторы;
  • автобетононасосы / бетоносмесители;
  • автомобили коммунальщиков и дорожников;
  • перевозчики денежной выручки;
  • ТС, оборудованные подъемными платформами;
  • автолавки;
  • передвижные медицинские комплексы / лаборатории;
  • молоковозы, скотовозы, птицевозы;
  • сельхозтехника, используемая по назначению в рамках своего или соседних муниципальных образований;
  • учебные автомобили;
  • ТС, проходящие испытания;
  • передвижные телестудии.

Напомним, это лишь часть общего перечня. Но именно в этих пунктах и сосредоточены сложности, основные из которых рассмотрим отдельно в виде «вопросов-ответов».

Установка тахографа на грузовой автомобиль и ее стоимость

Цена зависит от типа устройства и сложности его монтажа. Стоимость сертифицированного прибора колеблется от 25000 – 35000 рублей и выше. За установку, калибровку и активацию придется заплатить еще 20% — 30% от этой суммы.

Несколько примеров стоимости на момент публикации. Обратите внимание, что устройства указаны для наглядности, а не с целью каких-либо рекомендаций. И точно не указываем какой лучше поставить. Цены ориентировочные, и не являются предложениями приобрести прибор.

Название тахографа Цена прибора, руб. Сколько стоит с установкой, руб.
КАСБИ DT-20M 30 000 40 000
Меркурий ТА-001 29 000 35 900
АТОЛ DRIVE 5 32 500 39 400
VDO DTCO 3283 37 900 44 400
EFAS V2 RUS 33 400 39 900

Кроме этого, Приказ Минтранса устанавливает необходимость поверки прибора каждые два года. Эта процедура в среднем оценивается в 2 000 рублей.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2020 № 1998 «О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий» установлено, что:

  1. С 1 января 2021 г. оснащению тахографами подлежат транспортные средства категорий M2 и M3, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров в пригородном и междугородном сообщении.

  2. С 1 января 2022 г. оснащению тахографами подлежат транспортные средства категорий M2 и M3, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров в городском сообщении.

  3. Положения, касающиеся оснащения тахографами транспортных средств категорий M2 и M3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении, не применяется в случае, если в отношении таких транспортных средств выданы карточки допуска транспортного средства к осуществлению международных автомобильных перевозок и указанные транспортные средства оснащены контрольным устройством (тахографом) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств, предусмотренным Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР).

Читайте также:  Налоговые льготы на имущество физических лиц в Хабаровске в 2023 году

На какие автомобили не надо устанавливать тахографы?

Обратите внимание, есть перечень исключений, т.е. автобусов и грузовиков, на которые не нужно ставить тахографы. С 1 января 2021 года данный перечень распространяется только на транспортные средства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

Обратите внимание, ранее в этом списке также присутствовали автобусы, осуществляющие городские и пригородные регулярные перевозки. Однако с 20 ноября 2017 года эти транспортные средства не входят в список исключений.

Кроме перечисленных выше транспортных средств, есть и еще один список исключений (по типу выполняемых работ):

В данный перечень попадают многие специализированные транспортные средства. На них можно не устанавливать тахографы и это не повлечет штраф.

За нарушения, связанные с тахографом (его отсутствие, неисправность, некорректное использование персональных карт водителя, попытки изменить данные) ответственность несет и водитель, нарушивший закон, и его непосредственный руководитель, и владелец транспортного средства. Также нарушением считается отказ (или невозможность) распечатать информацию по требованию проверяющего. Именно поэтому пара рулонов термобумаги совсем не будут лишними в дороге.

Таблица штрафов за неустановленный/неработающий/несоответствующий законодательству тахограф
Ответственное лицо Было Стало
Водитель от 1 000 до 3 000 рублей от 3 000 до 5 000 рублей
Должностное лицо от 5 000 до 10 000 рублей от 7 000 до 10 000 рублей
Юридическое лицо и ИП от 20 000 до 50 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Размеры штрафов зависят от степени ответственности нарушителя. Так, минимальная степень ответственности лежит на водителе, который был непосредственно за рулем в момент проверки и выявления правонарушения. Руководитель (должностное лицо), чье распоряжение или халатность привели к нарушению законодательства, понесет большую штрафную нагрузку. Что касается собственника транспортного средства (юридического лица), штрафные санкции для него повышаются в разы.

Как контролировать режим труда и отдыха с помощью тахографа

До ввода тахографа в эксплуатацию проводят первичную поверку, сведения о ней должны быть указаны в паспорте прибора. Если информации о поверке в документе нет, ее проводят дополнительно в специализированной лаборатории. В дальнейшем процедуру поверки проводят с периодичностью, которая прописана в паспорте. Завод-изготовитель указывает не только срок, но и лабораторию, в которой прибор должен быть поверен.

Исправность тахографа проверяют при каждом предрейсовом или предсменном контроле технического состояния транспортного средства (п. 10 Порядка, утв. приказом Минтранса от 08.08.2018 № 296). Контролирует работу прибора не только проверяющий техническое состояние автомобиля, но и ответственный за БДД. Он следит, чтобы распечатки и информация с тахографа не терялись в течение одного-трех лет и контролирует, как диспетчер ведет Журнал учета операций с устройствами контроля режимов труда и отдыха водителей.

Персонал, который обслуживает и использует тахографы, обучают руководству по эксплуатации прибора, которое входит в комплект документов. В нем прописана последовательность действий, все режимы работы прибора и возможные ошибки. Требования к эксплуатации тахографа, техническому обслуживанию и контрольным измерениям указаны в Приказе № 36.

На каждом транспортном средстве устанавливают один тахограф. Чтобы он начал регистрировать путевую информацию, водитель вставляет карту в прибор — без этого устройство работать не будет. Кроме этого, прибор не будет работать, если закончилась бумага в принтере тахографа или карта размагнитилась. Водитель должен знать, как использовать устройство, чтобы показания режима труда и отдыха не сбились.

Читайте также:  Кому нужно ставить кассовый аппарат

Что такое СКЗИ (НКМ)?

Модуль СКЗИ (система криптографической защиты информации), он же НКМ (навигационный криптографический модуль) – устройство сбора, шифрования и хранения данных, необходимое в каждом тахографе, работающем на территории РФ. Этот блок – своего рода «черный ящик», защищенный от внешнего воздействия и вмешательства. В него входят собственный модуль памяти, модуль связи с системой ГЛОНАСС, акселерометр и хронометр.

В отличие от аналогичных устройств, сертифицированных в Евросоюзе, на СКЗИ не устанавливается датчик скорости движения благодаря возможности отслеживания транспортного средства через спутниковую систему.

Срок службы СКЗИ законодательно ограничен: каждые 3 года модуль необходимо менять, обращаясь в специализированный сервисный центр. Все манипуляции, выполняемые с тахографом сертифицированными специалистами, подтверждаются соответствующими документами.

Чтобы не возникало юридических разногласий и сомнений в правильности записей тахографа, сертифицированный специалист проводит его калибровку, после чего вносит необходимые коррективы и заверяет качество работы собственной подписью и печатью. На видео, ниже, наглядно показано, как провести калибровку.

Калибровка включает в себя фиксацию максимально точного времени, проверку работы датчиков, настройку нужных параметров, испытания и пломбировку устройства. Существует определенный порядок действий при калибровке тахографа.

  1. Предварительный осмотр: проверяется целостность корпуса, пломб, отсутствие видимых повреждений (любых).
  2. На стенде проверяется работа всех электроцепей и датчиков тахографа.
  3. Специалист осматривает транспортное средство, правильность установки тахографа.
  4. С доступом от сервисной карты производится первичное программирование устройства.
  5. Дорожные испытания включают в себя контроль правильной регистрации времени, скорости, пройденного расстояния и маршрута транспортного средства. Погрешности замеряются, вносятся в память устройства.
  6. Специалист пломбирует корпус и выдает на руки владельцу ТС документы о проведенной работе.

Проверка устройства контролирующими органами

Проверку наличия тахографа, его работоспособности и правильной эксплуатации, а также снятие показаний могут проводить контролирующие органы. В настоящее время проверять крупногабаритный транспорт имеют право сотрудники ДПС и Ространснадзора, причем как в совместных рабочих группах, так и по отдельности. Снятие показаний может проводиться в пунктах весогабаритного контроля либо просто на трассе.

В стандартную проверку входит:

  1. Осмотр тахографа на предмет повреждений, целостности пломб, следов взлома.
  2. Получение данных о рейсе с помощью карты контролера: проверка корректного использования карт водителя, соблюдение интервалов времени за рулем и отдыхом, контроль даты последней проверки.
  3. Все необходимые данные проверяющий получает на распечатке, поэтому водитель обязан иметь пару рулонов чековой ленты в салоне автомобиля.

Сколько раз транспортное средство остановят во время рейса? Никто этого не знает и знать не может, так что к любым неприятностям лучше приготовиться заранее.

Нормы работы и штраф за отсутствие тахографа

Нормы работы по тахографу ориентированы в первую очередь на законодательные акты, предусматривающие определенный график режима работы. Он указывает на то, что водитель не должен находиться в пути без остановки более 4 – 4,5 часа. Норма на отдых – не менее 45 минут.

Общая продолжительность управления ТС за сутки должна составлять не более 9 часов. При этом водитель должен иметь 2 выходных дня в неделю. Что касается междугородних маршрутов, то нерабочее время в данном случае уменьшается до 9 часов.

Административное взыскание налагается на физическое лицо в виде штрафа в случае отсутствия устройства, его некорректной работы или зафиксированного нарушения. В первых двух случаях, водителю придется заплатить порядка 2 – 3 тыс. рублей. А вот работодатель, за допущение подобных нарушений может «влететь» на 7 – 10 тыс. рублей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *