- Семейное право

Бронирование граждан, пребывающих в запасе в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бронирование граждан, пребывающих в запасе в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Актуальная пошаговая инструкция по воинскому учету в организации в 2021 году включает в себя и такое отдельное направление, как бронирование граждан, пребывающих в запасе. Его цель — обеспечить кадрами, трудовыми ресурсами в период мобилизации и в военное время. Бронирование заключается в предоставлении лицам, пребывающим в запасе (руководителям, специалистам, высококвалифицированным кадрам), отсрочки от призыва на военную службу в военное время.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ)

Забронированные граждане, пребывающие в запасе, подлежат учету, но они освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на срок действия предоставленной отсрочки и от призыва на военные сборы.

Нормативное и методическое обеспечение, в том числе порядок бронирования организацией граждан, пребывающих в запасе, и контроль за этим осуществляет межведомственная комиссия Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и частных компаниях.

Для бронирования лиц, пребывающих в запасе, работодателю направляют утвержденные перечни должностей и профессий (выписки из перечней) и выписки из нормативных документов.

Соответствующие решения принимаются на заседаниях комиссии по мобилизации в отделе специальных мероприятий (в администрации муниципального образования) при непосредственном участии представителя отдела ВК. Иногда решения принимаются на уровне субъекта, как это делает Крым или Севастополь. Впоследствии это решение доводится до предприятия путем его вручения уполномоченному лицу работодателя под подпись.

Бланки формы № 4 (удостоверения об отсрочке) по доверенности от предприятия выдают в местном ВК. Работников бронируют по специальному перечню, в нем указаны требования к ГПЗ — профессии, возрасту, званию. После подбора отвечающих требованиям кадров в штате компании необходимо заполнить форму.

Пошаговая процедура бронирования граждан запаса в 2023 году

Порядок бронирования работников сводится к нескольким этапам.

Шаг 1. Запрос сведений в комиссии по бронированию, которая предоставит информацию по процедуре и список подлежащих бронированию должностей.

Шаг 2. Издание приказа о назначении ответственного за бронирование сотрудника и согласование документа с военкоматом.

Шаг 3. Разработка Плана работы по ведению воинского учета и бронированию граждан запаса (п. 39 Рекомендаций от 11.07.2017).

Допускается дополнение существующего Плана по ведению воинского учета мероприятиями по бронированию с учетом рекомендаций, полученных в территориальной комиссии, т. е. отдельный План по бронированию утверждать необязательно.

План и его изменения согласовываются с военкоматом (п. 37 Рекомендаций от 11.07.2017).

Шаг 4. Составление списка забронированных работников.

Перечень оформляется в свободной форме с указанием ФИО, должности или профессии и заверяется подписью руководителя и печатью. Дополнительно список может утверждать военкомат либо территориальная комиссия по бронированию, поэтому рекомендуется обратиться к ним с готовым перечнем и заодно проверить его.

Шаг 5. Оформление отсрочки от призыва.

Подготовка списка бронированных сотрудников еще не означает предоставление им отсрочки от призыва — работодателю необходимо оформить удостоверения об отсрочке и сделать отметки в личных карточках.

Такие удостоверения признаются БСО и выдаются военкоматом после подачи пакета документов, среди которых:

  • список работников для бронирования;
  • военные билеты;
  • личные карточки и др.

Ведение специального воинского учета

Основные моменты спецучета:

  • если отсрочка аннулирована (например, по истечении срока, на который она предоставлена, или в связи с признанием работника не годным к службе по состоянию здоровья), работодатель обязан сообщить об этом в 5-дневный срок в военкомат (п. 14 Приложения № 17 к Рекомендациям от 11.07.2017);
  • при аннулировании отсрочки отметки в личных карточках аннулируются, а удостоверения сдаются в военкомат для уничтожения;
  • сдача отчетности (п. 35 Рекомендаций от 11.07.2017).
Читайте также:  Деньжат привалило. Как получить и на что потратить материнский капитал: гайд

Об ответственности за отказ от ведения воинского учета вы узнаете из статьи.

Основные отчеты по воинскому учету:

  • руководители;
  • специалисты;
  • служащие;
  • рабочие
  • штате организации;
  • бронировании граждан;
  • числе военнообязанных и призывников

Подробнее об отчетных формах читайте этот материал.

В Федеральном законе №31 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» бронирование за организацией предусматривается как основание для отсрочки. Однако перечня таких предприятий на бронь от мобилизации закон, конечно, не содержит. Объясняется это тем, что в каждой конкретной ситуации Правительством могут определяться разные производственные объекты для обеспечения целей мобилизации. Определять заранее такие положения в законе нелогично, намного эффективнее отталкиваться от ситуации на месте в зависимости от развития текущих событий.

Это также может означать, что те сферы работ, которые раньше подлежали бронированию, могут потерять такое право в связи уменьшением людского резерва в течение времени и увеличением территорий, которые должны быть защищены. На данный момент такого еще не произошло.

Судебная практика: оспаривание решения военкомата

В 2013 году Дмитрий Семенов получил отсрочку от службы в вооруженных силах по призыву, так как поступил учиться в университет на очную форму. После того, как он закончил обучение, Семенов пошел работать на предприятие, где работает и в настоящее время. На протяжении последних десяти лет Семенов живет по одному и тому же адресу, постоянную регистрацию не менял.

В 2022 году в отношении Дмитрия Семенова призывная комиссия приняла решение – признать мужчину не прошедшим службу в вооруженных силах без оснований по закону. Семенова зачислили в запас, он с этим не согласился и подал в суд исковое заявление о признании решения комиссии недействительным.

В исковом заявлении Семенов потребовал также обязать ответчика рассмотреть вопрос о зачислении его в запас – он настаивал, что призыву не подлежал, так как ему уже исполнилось 27 лет. По словам Семенова, после прекращения фактических оснований для предоставления отсрочки, он не получал повесток из военкомата с предписанием о явке.

Ответчик на суде утверждал, что Семенова должным образом уведомляли о необходимости явиться в военкомат. Впрочем, в ходе рассмотрения дела удалось определить, что соответствующих пометок в личном деле Семенова нет.

Суд получил в качестве доказательств фрагменты повесток, которые Семенов должен был получить. Однако на документах отсутствовала подпись Семенова, его данные, в том числе, паспортные. Как заявил ответчик, повестку Семенову оставляли у соседей, в другой раз ее оставили в почтовом ящике.

Суд решил, что оповещение гражданина о необходимости явиться в военный комиссариат не осуществлялось, решение о признании Семенова не прошедшим военную службу по призыву, без уважительных на это причин, незаконно.

Органы государственной власти

Что касается органов госвласти, то на них распространяется подобный принцип бронирования до 50% работников, однако не считая руководства, и весь срок проведения мобилизации.

«Военнообязанные, занимающие должности государственной службы категорий «А” и «Б”, руководители министерств и их заместители, руководители государственных органов, органов государственного управления, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины, и их заместители, руководители самостоятельных структурных подразделений таких органов и их заместители, а также работники патронатных служб подлежат бронированию независимо от воинского звания, возраста и военно-учетной специальности, — говорится в документе.»

В органах местного самоуправления подлежат бронированию независимо от воинского звания, возраста и военно-учетной специальности военнообязанные, занимающие должности первой-четвертой категории должностей, тогда как квота 50% распространяется на должности пятой — седьмой категорий.

При приеме на работу, в соответствии со статьей 65 Трудового кодекса, соискатель обязан предъявить военный билет, временное удостоверение или справку взамен него. На практике кандидаты иногда уклоняются от этой обязанности, ссылаясь на то, что военный билет находится в военкомате, утерян, отсутствуют бланки и т. д. В таком случае работодатель вправе отказаться от заключения трудового договора с соискателем, по крайней мере до момента предоставления всех документов. Работодатель может пойти навстречу и взять с будущего сотрудника письменную расписку, в которой указан срок предоставления документа.

Другой вариант — самостоятельное обращение в военкомат по месту регистрации работника с запросом о его статусе либо с информацией об отсутствии у уже принятого работника надлежащих документов и отметок.

В любом случае отсутствие военного билета надо зафиксировать письменно, чтобы обезопасить компанию от административной ответственности за нарушение требований закона об учете военнообязанных.

Если военный билет имеется, ответственное лицо снимает копию или сканирует его (заменяющий документ) полностью или со всех страниц, на которых есть записи.

Подробнее: Можно ли принять на работу сотрудника без военного билета

ВАЖНО!

С 19.10.2019 обязательному контролю подлежит наличие и подлинность персональных электронных карт, если в документах указано, что они выданы.

При заключении трудового договора работодатель обязан проконтролировать наличие отметки о регистрации в военкомате по месту жительства в паспорте, действительного военного билета или приписного свидетельства. Иногородние работники обязаны явиться в военкомат в течение 2 недель с момента получения временной регистрации. Если временная регистрация на срок более трех месяцев, то явка в военкомат обязательна. Помните про необходимость выдачи сведений по форме, утв. постановлением правительства от 06.02.2020 № 103, если работник подлежит учету. Такой бланк с заполненными данными выдают для предоставления в военкомат (работник несет его лично). И не важно, зарегистрировался гражданин по месту проживания (пребывания) или нет.

Как вести бронирование граждан, пребывающих в запасе?

Согласно ст.

23 Закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ, бронирование граждан, пребывающих в запасе, проводится в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций. Граждане, подлежащие бронированию, освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на время предоставленной отсрочки. В соответствии с абз. 5 п. 1 Инструкции по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан РФ, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденной Постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, от 22 декабря 1999 г.

№ 144 (далее – Инструкция), руководство работой

Бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ)

Актуальная пошаговая инструкция по воинскому учету в организации в 2021 году включает в себя и такое отдельное направление, как бронирование граждан, пребывающих в запасе. Его цель — обеспечить кадрами, трудовыми ресурсами в период мобилизации и в военное время. Бронирование заключается в предоставлении лицам, пребывающим в запасе (руководителям, специалистам, высококвалифицированным кадрам), отсрочки от призыва на военную службу в военное время.

Забронированные граждане, пребывающие в запасе, подлежат учету, но они освобождаются от призыва на военную службу по мобилизации и последующих призывов в военное время на срок действия предоставленной отсрочки и от призыва на военные сборы.

Нормативное и методическое обеспечение, в том числе порядок бронирования организацией граждан, пребывающих в запасе, и контроль за этим осуществляет межведомственная комиссия Вооруженных сил РФ, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и частных компаниях.

Читайте также:  ​Пособие малоимущим семьям в 2023 году

Для бронирования лиц, пребывающих в запасе, работодателю направляют утвержденные перечни должностей и профессий (выписки из перечней) и выписки из нормативных документов.

Соответствующие решения принимаются на заседаниях комиссии по мобилизации в отделе специальных мероприятий (в администрации муниципального образования) при непосредственном участии представителя отдела ВК. Иногда решения принимаются на уровне субъекта, как это делает Крым или Севастополь. Впоследствии это решение доводится до предприятия путем его вручения уполномоченному лицу работодателя под подпись.

Бланки формы № 4 (удостоверения об отсрочке) по доверенности от предприятия выдают в местном ВК. Работников бронируют по специальному перечню, в нем указаны требования к ГПЗ — профессии, возрасту, званию. После подбора отвечающих требованиям кадров в штате компании необходимо заполнить форму.

Контроль состояния работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе

Контроль состояния работы по бронированию лиц, пребывающих в запасе, осуществляется не реже одного раза в три года по решению руководителя контролирующего органа. Контроль проводится:

  • федеральными органами государственной власти — в организациях, находящихся в сфере ведения или деятельность которых связана с их деятельностью;
  • территориальными и районными комиссиями по бронированию ГПЗ — в организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования), за исключением организаций, находящихся в сфере ведения федеральных органов государственной власти или деятельность которых связана с их деятельностью;
  • военными комиссариатами с привлечением территориальных и районных комиссий — во всех организациях.

Контроль проводится согласно планам проверок в соответствии с федеральным законодательствам.

Результаты контроля отражаются в журналах проверок состояния ВУ и бронирования граждан, пребывающих в запасе (форма № 19) и доводятся до руководства организации.

Новое в законодательстве по вопросу бронирования граждан, пребывающих в запасе

1. Постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, введена новая

«Инструкция по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время»

; ранее действовавшая инструкция по бронированию утратила силу.

3. Постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе, введен

«Перечень дефицитных военно-учетных специальностей, по которым гражданам Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, по всем должностям и профессиям отсрочки от призыва на военную службу на период мобилизации и на военное время не предоставляются»

. 4. Изменены основания для ведения бронирования граждан в организациях.

5. Установлены новые формы отчетных документы по бронированию – форма № 18, , приложений к докладу о состоянии работы по бронированию граждан, пребывающих в запасе.

Одновременно с вышеуказанными документами предоставляются 6.

№ 505-ст); Консультации по вопросам организации и ведения бронирования граждан можно получить у представителей Оренбургской городской комиссии по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в округах города Оренбурга.

Кто такой военнообязанный?

Учету подлежат не только призывники, военнослужащие или контрактники. К военнообязанным относятся граждане:

  • пребывающие в запасе: прошедшие военную службу и уволенные в запас;
  • выпускники военных университетов (военных учебных центров) или тех, где есть военная кафедра;
  • не прошедшие службу в связи с освобождением от призыва (например, ограниченная категория годности по здоровью «В»);
  • не прошедшие службу в связи с отсрочкой при достижении 27 лет;
  • не прошедшие службу без оснований при достижении 27 лет; прошедшие альтернативную гражданскую службу.
  • Призывники в возрасте от 18 до 27 лет, не состоящие в запасе, не относятся к военнообязанным, не подлежат призыву по мобилизации, но могут быть призваны на срочную военную службу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *